Начало производства приемников серии УРАЛ-АВТО и УРАЛ-АВТО-2

Автомобиль-мечта советского обывателя! В СССР иметь автомобиль для каждой семьи было невероятно престижно. Он был мерилом успешности и благосостояния. 60-е годы в истории нашей страны связаны с преобразованием  промышленности. Часто предприятия переходили  на выпуск совершенно новой продукции.  Запорожский завод сельскохозяйственных машин приступил к выпуску легкового  автомобиля – всем известного «Запорожца», позже построен завод в Тольятти для выпуска самой первой  советской модели «Жигулей», получившей в народе название  – «копейка».

 

Одновременно с проходившими в стране экономическими преобразованиями Сарапульский радиозавод в 1966 году приступил к разработке нового изделия - автомобильно-переносного радиоприемника. Ведь если собственный автомобиль – это просто  престижно, то когда в нем еще и играет музыка- это престижно вдвойне. Сразу на память приходит эпизод из фильма «Служебный роман», где герой Олега Басилашвили хвастается перед своим, менее успешным коллегой, устройством для воспроизведения записей и прослушивания радио в собственном авто.

 

Приказ по Сарапульскому ордена Ленина и Трудового Красного Знамени радиозаводу имени Орджоникидзе от 17 июня 1966 года, гласил: «В связи с началом разработки присвоить автомобильно-переносному приемнику шифр П-118.» Так было положено начало долгой и кропотливой работе большого коллектива конструкторов, инженеров, технологов и всех остальных необходимых служб по созданию нового изделия. Главным конструктором разработки Приказом № 22/9 от 24 января 1967  начальников 2-го и 5-го Главных Управлений МРП был назначен О.А. Чазов, его заместителем по электрической части стал А.Г. Подольский, а по конструкторской части – А.В. Кучин. В.М. Красноперов был назначен  заместителем по технологической части. Ведущим конструктором разработки стал И.М. Афанасьев, ведущим инженером – В.Ф. Пименов. Работа по созданию приемника шла  крайне непросто – выявлялись и устранялись в ходе заводских испытаний недостатки и, наконец, приказом директора завода И.А. Романенко за № 280 от 2 ноября 1967 года  автомобильно-переносной  радиоприемник АПТ-67 (впоследствии УРАЛ-АВТО), был включен в план производства, а его детали и узлы вошли в   основную  номенклатуру завода.

 

А ровно 45 лет назад, приказом № 50 от 1 марта 1968 года автомобильно-переносной  приемник УРАЛ-АВТО вышел в производство, чем было положено  начало целой группе широковещательной аппаратуры для автотранспорта, которая  выпускались заводом вплоть до 2004 года, и финалом которой стали автомобильные магнитолы.

 

Для обеспечения нормального выпуска первого автомобильно-переносного  радиоприемника, повышения ответственности исполнителей и улучшения качества контроля по сборке и регулировке распоряжением главного инженера завода И.Л. Лазебника,  были созданы бригады конструкторов и технологов для дежурства  в цехе № 8, призванные выявлять и устранять возникающие недостатки.  Были выпущены такие модели приемников:  УРАЛ-АВТО, УРАЛ-301, УРАЛ-302, УРАЛ-АВТО-2, УРАЛ 340. Менялся  не только внешний вид моделей, но  и их технические характеристики: так первые приемники  УРАЛ-АВТО выполнены на транзисторах, а с 1970 года в изделиях стали применять интегральные  микросхемы. Последняя разработка этой группы  – УРАЛ 340 – это малогабаритный автомобильный радиоприемник.

 

Огромный вклад в разработку автомобильно-переносных  радиоприемников в разные годы внесли: Н.Л. Коваленко, В.П. Титов, Н.Г. Сапожников, В.А. Смирнов, Н.Ф. Архипов, А.П. Войнов,  С.Ю. Тотьмянин, А.Н. Коринной,  В.П. Калмыков и другие талантливые специалисты Сарапульского радиозавода.

 

Автомобильно-переносному  приемнику УРАЛ-АВТО-2  в 1975 году была присвоена высокая награда - Государственный Знак качества.   В данной модели присутствовало немало оригинальных схемных решений, некоторые из которых были оформлены авторскими свидетельствами, в нем были использованы новейшие материалы и комплектующие.  По состоянию на 27 декабря 1982 год было выпущено 1 128 120 штук приемника УРАЛ-АВТО-2. И это безусловный показатель спроса на него у потребителей.

 

А сколько приходило на завод благодарных писем!

 

Вот некоторые из них:

 

 

 

- Уважаемые работники радиозавода! С чувством сердечной благодарности пишу это письмо в ваш адрес за изготовление высококачественного, надежного, долговечного приемника УРАЛ-АВТО-2, который с 1977 и по до настоящего времени, и в дороге и на отдыхе доставляет только удовлетворение своей безотказной работой.

( И.А.Родионов, город Самара, 1999)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Радиоприемник УРАЛ-АВТО-2 , который вы выпускаете  работает очень хорошо и говорит весьма разборчиво и дома и в автомобиле. Это для меня, глухого, очень важно. Прошу передать мою искреннюю благодарность настройщику т. Красноперову и комплектовщице т. Курочкиной, которые четко пишут свои фамилии в паспорте приемника, не боясь нареканий. Вот все бы так

(В.А. Матвеев, 1989)

 

 

- Уважаемому коллективу Сарапульского радиозавода имени Орджоникидзе! Сердечное спасибо за хорошее качество радиоприемника УРАЛ-АВТО-2 , который безотказно работает с октября 1980 года. Желаем коллективу завода здоровья и успехов.

( семья Егоровых, Миасс. 1989)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вот уже несколько лет являюсь пользователем продукции вашего завода – это радиоприемники УРАЛ-АВТО, УРАЛ-АВТО-2. Отличительной особенностью всех ваших изделий является отличный дизайн, высокое качество сборки, функциональная законченность всех узлов и что особенно приятно – их высокая надежность во времени, во всех погодный условиях. Большое спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таких благодарных откликах  безусловная заслуга всех служб завода, которые внесли огромный вклад в работу над этими изделиями и приумножили славу завода, как предприятия, выпускающего надежную, долговечную, востребованную  продукцию.