История завода
"Сарапульский радиозавод" является достойным ровесником 20-века. Старейшее предприятие в России, он прошел длительный путь от производства громкоговорителей до современного промышленного предприятия по выпуску военной техники связи. Многие десятилетия «Сарапульский радиозавод» является одним из ведущих предприятий оборонного комплекса страны.
История Сарапульского радиозавода началась в 1900 году в Санкт-Петербурге, где немецкий подданный Отто Треплин основал сборочное предприятие, которое из немецких комплектующих выпускало продукцию, продававшуюся на российском рынке. Завод «К.Лоренц» успешно занимался производством массового телеграфно-телефонного оборудования.
В 1914 году в результате начавшейся 1-ой мировой войны завод секвестировали и перевели в подчинение Главного военно-технического управления. В этот период на предприятии производили телеграфные аппараты типа «Морзе», форпостные телефоны и занимались ремонтом огромного количества военной техники связи, поступающей непрерывным потоком с фронта.
Коллектив Петроградского электромеханического завода, 1917 год
После революции, по решению правительства, Петроградский завод был переведён в город Москву. На обширных площадях бывшего телеграфного завода «Морзе» 16 апреля 1918 года он был преобразован в «Первый Государственный электротехнический завод». Долгое время новое предприятие традиционно занималось выпуском средств связи для армии, но особо велика была его роль в деле радиофикации наших городов и деревень. В 20-е годы на заводе было налажено производство детекторных приёмников П-2 и П-3, а в 1927 году начат массовый выпуск приёмников РПЛ-1 и двухламповый приёмник РПЛ-2. В 1930 году коллектив завода освоил выпуск более сложного экранированного четырёхлампового сетевого радиоприёмника «ЭЧС-2», считавшегося тогда настоящим чудом технической мысли. Уже через пять лет на заводе развернули производство первого в стране недорогого массового сетевого индивидуального приёмника «СИ-235», ставшего своеобразной вехой на пути создания бытовой отечественной радиоаппаратуры.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ В.С.Н.Х. от16.04.18 года об образовании 1-го Государственного электротехнического завода
Руководство Московского завода, 1932 год (2-й справа директор А.П.Козлов)
Долгое время коллектив предприятия занимался изготовлением первых в стране автомобильных приёмников «АИ-656» для лимузинов представительского класса. Его знаменитое радиооборудование безотказно работало на Северном полюсе у «папанинцев» и при рекордных перелётах В.П.Чкалова и М.М.Громова из Москвы в Соединённые Штаты Америки.
За успешное завершение первого пятилетнего плана в рекордные 2,5 года в 1931 году «Московский электоромеханический завод» был награждён орденом Ленина №10, что свидетельствовало о том, что завод входил в число лучших предприятий страны.
Митинг по поводу вручения коллективу завода ордена Ленина, 1931 год
С началом Великой Отечественной войны открывается новая страница в богатой событиями биографии Сарапульского радиозавода. 28 ноября 1941 года «Московский электромеханический завод» № 203 был эвакуирован в г.Сарапул. Организовав свое производство в короткие сроки военного времени, уже с февраля 1942 года Сарапульский радиозавод начал массовый выпуск радиооборудования для фронта.
Удостоверение начальника 1-го заводского эшелона направленного в Сарапул осенью 1941 года
Являясь поставщиком танковой радиаппаратуры и радионавигационных приборов для истребительной и штурмовой авиации, завод был единственным предприятием в стране по производству навигационной радиоаппаратуры для транспортной и дальнебомбардировочной авиации. Фактически живя на производстве, заводчане трудились под знаменитым лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». За короткий период 1941-1945 Сарапульский радиозавод смог дать фронту свыше 156 000 первоклассной радиоаппаратуры, выпустив свыше 20 новых и модернизированных конструкций.
В цехах предприятия | Школьник Г.М. за регулировкой изделия ТУР |
Радиостанциями «Тапир» были оборудованы легендарные танки Т-34. Завод выпускал впервые созданные в Советском Союзе радиополукомпасы для слепого самолетовождения «Чайка» и «Чаёнок». В переломный период 1943 года было выпущено новое изделие - радиополукомпас «Пчела», экономический эффект которого составил 2,5 миллиона рублей. Он серийно выпускался только в Сарапуле. И практически самое массовое изделие завершающегося этапа войны - танковая радиостанция «Тур», предназначенная для двухсторонней связи между бронеобъектами. Она выпускалась на заводе под особым знаком «Боевое задание».
Разработанная в Сарапуле спецтехника неоднократно передавалась для производства крупнейшим радиоцентрам, хотя по наиболее сложным изделиям завод долгое время оставался монополистом.
В годы Великой Отечественной войны эвакуированный в Сарапул завод неоднократно посещали члены советского правительства. За короткий период 1942 - 1943 в его цехах побывали член Государственного Комитета Обороны СССР К. Е.Ворошилов и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник. Несколько раз в город приезжал нарком электропромышленности СССР И.Г.Кабанов. С февраля по март 1943 года обязанности директора радиозавода временно исполнял заместитель наркома СССР И.Г. Зубович. Неоднократно вопросами выхода военной продукции интересовались первый заместитель Председателя Государственного Комитета Обороны СССР В.М.Молотов и секретарь ЦК ВКП(б) Г. М.Маленков.
За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску специальной радиоаппаратуры коллектив завода № 203 был удостоен очередной высокой награды Родины - ордена Трудового Красного знамени.
Праздничный приказ по заводу от 7 мая 1945 года о награждении работников предприятия государственными наградами.
После окончания Великой Отечественной войны предприятие фактически заново отстроилось, активно продолжая работать в области разработки радиосвязи для бронетанковой техники. Сарапульскому радиозаводу принадлежат важные приоритеты во многих направлениях отечественного радиостроения. В частности, мировую известность принесла радиостанция «Магнолия» (Р-123), а также комплексы радиосвязи «Арбалет» (Р-163) и «Акведук» (Р-168).
Наряду с выпуском изделий военного назначения завод начал осваивать массовое производство широковещательной (гражданской) продукции. Это общеизвестные радиоприёмники и радиолы «Урал», а также аварийно-спасательная радиостанция «Шлюп» и впервые разработанная в стране радиола с УКВ диапазоном «Комета», удостоенные в 1958 году золотых медалей на Международной выставке в г.Брюсселе. В 43 страны мира завод экспортировал впервые созданные в Советском Союзе миниатюрные радиоприёмники «Космос» и «Орлёнок», побывавшие на космической орбите во время знаменитого полёта Валентины Терешковой. В 1964 году коллектив завода освоил выпуск первой в стране радиолы «Италмас» со стереофоническим звучанием.
Большую известность Сарапульскому радиозаводу принёс первый автомобильный переносной радиоприёмник «Урал-авто», заслуженно отмеченный государственным Знаком качества. А его автомагнитолы с компьютерным управлением «Урал-292» и «Урал-293» вошли в число лауреатов Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в 1999 и 2000 годах.
Каталог 100 лучших товаров России за 1999 год
Каталог 100 лучших товаров России за 2000 год
В сложный период 90-х сама жизнь заставила завод браться за разработку и производство изделий широкого направления. Так, на предприятии была разработана конструкция радиотаксофона для телефонных сетей общего пользования, радиоудлинитель телефонной сети «Лес-1С-И», радиотелефон «Урал-РС-6У» и большой ассортимент банковского оборудования и медтехники.
Сегодня ОАО «Сарапульский радиозавод» это предприятие, имеющее все не обходимые инженерно-технические и производственные структуры, где активно внедряются новая техника, передовые технологии и современное оборудование. Его коллектив по-настоящему гордится славной историей родного предприятия и дорожит высокой заводской маркой своих изделий.