25 лет разделяет нас от момента исторического вывода советских войск из Афганистана
В истории Сарапульского радиозавода эти события отмечены созданием и серийным выпуском изделий спецсвязи, а также участием работников завода в прохождении военной службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Портативная коротковолновая радиостанция
«СТРИЖ – КМ»
Радиостанция СТРИЖ-КМ относится к семейству носимых коротковолновых радиостанций для обеспечения оперативной связи в зонах межнациональных конфликтов СНГ и отдаленных труднодоступных районах России и зарубежья. Радиостанция СТРИЖ-КМ была разработана в 1977-1980 годах и поставлена на серийное производство в 1980 году. Главным конструктором радиостанции явлется В.М.Лихарев – заслуженный конструктор Российской Федерации.
Необходимость разработки радиостанции была обусловлена повышенными требованиями к стабильности частоты и количеству каналов приема в радиолиниях. А также необходимостью замены устаревшего парка аппаратуры. Для выполнения поставленных требований в схеме радиостанции впервые был разработан цифровой синтезатор частот, что позволило обеспечить требования по стабильности частоты, и значительно увеличить число рабочих частот изделия.
Использование оригинальных схемных решений, защищенных авторским свидетельством на изобретение и самой современной на момент разработки элементной базой, позволило снизить габариты и энергопотребление синтезатора до приемлемых для портативной аппаратуры значений. В изделии широко применены интегральные микросхемы, освоенные отечественной промышленностью в 1975-1980 годах.
Радиостанция СТРИЖ-КМ предназначена для ведения односторонней и двухсторонней радиосвязи со специальным приемопередающим радиоузлом на трассе протяженностью от 150 до 1200 километров. Изделие рассчитано на длительную эксплуатацию в полевых условиях при температуре от -20 до +40 градусов по Цельсию.
Технические характеристики изделия определили местоположение его дальнейшего использования. Радиостанция СТРИЖ-КМ поставлялась в Советскую Армию в годы военных действий в Афганистане. Выпускалась радиозаводом до 1997 года.
Портативная коротковолновая радиостанция
«СЕВЕРОК – К»
Радиостанция «СЕВЕРОК-К» была разработана в 1985-1986 годах специально для обеспечения оперативной радиосвязи в зонах региональных конфликтов отдаленных, труднодоступных районов СССР и зарубежья. Ее разработчиками были инженеры -конструкторы Сарапульского радиозавода А.К. Андреев и В.П. Нагаев. Основные технические решения радиостанции защищены авторскими свидетельствами и патентами. Назначение и характеристики радиостанции определили географию ее практического использования – Афганистан, Босния, Чечня и другие «горячие точки».
Свое наименование радиостанция «СЕВЕРОК-К» получила в честь созданной в блокадном Ленинграде знаменитой партизанской радиостанции «СЕВЕР». К началу разработки было известно, что радиосвязь в горной местности возможна в диапазоне коротких волн с использованием антенны зенитного излучения (АЗИ). Однако имеющиеся данные о максимуме прохождения частот (МПЧ) и условия прохождения радиоволн в горах были исследованы слабо, систематические данные отсутствовали совсем. Поэтому на начальном этапе разработки радиостанции «СЕВЕРОК-К» было проведено тщательное исследование вопросов прохождения радиоволн, условий зенитного отражения от ионосферы, проведены испытания макетов радиостанции в районах средней полосы России и в горных районах Грузии, Армении, Таджикистана. Завершающие связные испытания были проведены в Афганистане.
Радиостанция «СЕВЕРОК-К» поставлялась в Советскую Армию в годы военного конфликта в Афганистане и обеспечивала качественную, бесперебойную радиосвязь в его гористой местности.
Выпускалась радиозаводом с 1987 по 2003 год.
Дорога домой
Сегодня за окном яркое солнце, точно такое, как было 25 лет назад, в феврале 1989 года, когда они наконец вышли на равнину, и повеяло ветром приближающегося дома.
Андрей Петрович Ложкин вспоминает: «Говорят, что горы Афганистана необыкновенно красивые, но за два года службы в этой чужой стране они изрядно всем надоели, смертельно хотелось домой, солдаты по пальцам считали каждый прожитый здесь день».
Они были в числе последних советских воинов, кто покидал эту далекую страну. Командир взвода, А.П.Ложкин служил в составе 177 мотострелкового полка 108 мотострелковой дивизии, которая на протяжении всей афганской компании обеспечивала охрану знаменитого перевала Саланг, как раз в том самом месте, где проходил трехкилометровый туннель, соединяющий пограничный город Термез со столицей Афганистана г.Кабулом.
С первых дней января 1989 года жизнь на заставе приобрела новое дыхание. Не дожидаясь приказа, военнослужащие писали радостные письма домой, живя в предвкушение скорой встречи. Особо тщательно готовили к походу технику, от состояния которой сейчас зависело все, исход операции и возможно жизнь каждого из них. Оставшееся вооружение, семь традиционных комплектов боеприпасов и другое имущество постепенно передавали народной армии Афганистана, которой теперь предстояло самостоятельно регулировать ситуацию на своей границе.
Растянувшись на несколько километров, колонна 108 мотострелковой дивизии шла в арьергарде 40-й Армии генерала Громова. День 8 февраля как назло выдался на редкость тяжелым. Казалось сама природа, напоследок испытывала их. С утра пошел сильный, густой снег. Огромные хлопья моментально залепляли стекла идущих машин, колеса огромных тягачей неуклюже скользили на опасных виражах горной местности. Мокрая дорога, то и дело петлявшая, поднималась вверх и тут же спускалась обратно. Крутые виражи и глубокие ущелья не давали расслабиться. Повсюду сходили массивные лавины снега. К тому же, на непривычной высоте, в 4 000 метров было трудно дышать, закладывало уши, падало зрение, постоянно болела голова.
Сегодня вспоминая эти событии, Андрей Петрович говорит: «Ехали, молча, со скоростью, не превышающую 20 км в час. На отдельных участках дороги, видимость достигала всего 3-4 метра. Стараясь избежать столкновения, водители удерживали дистанцию с рядом идущими машинами. Напряжение в колонне было необыкновенно велико. Малейшая ошибка могла, стоить жизни всего экипажа. А когда вышли на финишную прямую, вдруг выглянуло яркое, по-домашнему теплое солнце!».
В первой половине дня, 10 февраля они подошли к высокому железнодорожно-автомобильному мосту через речку Амударья, в истории афганских событий известному как «Мост Дружбы». Во время войны это стратегическое сооружение служило связующим звеном между двумя государствами, являясь своеобразным форпостом между СССР и Афганистаном. Сейчас во время выхода советских войск, все движение здесь четко регулировалось. Заранее был составлен график и определена последовательность прохода постоянно прибывающих на границу воинских формирований.
Последнее расстояние в 816 метров колонна мотострелков прошла за короткие 15 минут, ставшие для них огромным мгновением счастья. Прощальные лучи горячего афганского солнца слепили глаза, скрывая на усталых лицах смешанное чувство печали и радости. Сидя в кабинах своих машин, они не кричали традиционное «Ура!», но сердце каждого билось с удвоенной силой, чувствуя, что война закончилась навсегда. В этот день их не встречали громкие речи и торжественный марш. По сторону советской границы стояло всего несколько человек. Это были немногочисленные родственники, приехавшие в пограничную зону в надежде первыми обнять своих сыновей и мужей.
За доблесть, честь и добросовестное служение Родине, за сохранение жизней солдат своего взвода Андрей Петрович Ложкин был награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени. Только, как говорится: «награда нашла своего героя» спустя обидных 17 лет. В августе 2006 года в актовом зале Администрации г.Сарапула ему был вручен затерянный орден воинской славы. Великодушно улыбаясь, Андрей Петрович заметил: «Все равно приятно, значит все, что было с нами тогда, было не зря».
Из Афганского альбома Андрея Петровича Ложкина